Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК T-72

13.01.2010

ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК T-72

Производитель: Уралвагонзавод
Год принятия на вооружение 1979.
Оценка бронирования (эквивалентная стойкость)- Против кинетических боеприпасов (ОБПС)
Башня при курсовом угле ±30° : 540 мм.
Лоб корпуса при курсовом угле 0°: 490мм.
Борт корпуса при угле ±22°: 240 мм (до МТО) 210 мм МТО Против кумулятивных боеприпасов
Башня при курсовом угле ±30° : 900 мм.
Лоб корпуса при курсовом угле 0°: 900мм.
Борт корпуса при угле ±22: 900 мм(до МТО) 450 МТО




1 — амортизатор, 2 — прицел-дальномер, 3 — ночной прицел, 4 — фара командирского прибора наблюдения, 5 — командирская башенка, 6— труба ОПВТ, 7 — зенитный пулемет, 8 — задняя фара, 9 — фальшборт, 10 — бочки с запасом топлива, 11 — бревно для самовытаскивания, 12 — люк механика-водителя, 13— наружные топливные баки, 14 — лючок ОПВТ, 15 — люк наводчика, 16 — люк для выброса поддонов гильз, 17— ящики укладки ОПВТ, 18 — ящики ЗИП, 19 — спаренный пулемет, 20 — осветитель ночного прицела, 21 — прибор наблюдения механика-водителя, 22 — фары головного света, 23 — кронштейны крепления бочек, 24 — кронштейны крепления бревна, 25 — задний фонарь, 26 — запасные траки, 27 — очиститель гусеницы.


РАЗРАБОТКА ТАНКА
Разработка танка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания. Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты. В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после войсковых испытаний, он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал».
В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т-72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее «шестьдесят четверки» на четыре тонны, разница в массе не отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с., а ширина гусеницы — на 40 мм. Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году — танк Т-72Б. С 1993 года выпускается танк Т-90. Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Механик-водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м. В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева — наводчик.
В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно.
Применение автомата заряжания позволило получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм. Моторно-трансмиссионное отделение занимает объем 3,1 куб. м. Для размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком Т-64А изменена конструкция кормовой части корпуса и увеличена длина МТО в связи с применением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб. м.

ВООРУЖЕНИЕ
Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М — пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов. Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция противооткатных устройств обеспечивает незаторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки. Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть.
Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.
Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).
На танках Т-72Б был установлен новый комплекс управляемого вооружения 9К120, который обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащищенную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера. В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах. Выстрел 3УБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями.
В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка).
Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патронов.

КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ
Комплекс управления огнем танка Т-72 состоит из прицела-дальномера ТПД-2-49, ночного прицела ТНП-1-49-23, стабилизатора вооружения 2Э28М.
Модернизированный образец Т-72А оснащен лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1 (см. рисунок), ночным прицелом наводчика ТПН-3-49 , с осветителем Л-4.
В состав системы управления огнем Т-72Б входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А.

Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Пушка Т-72Б оснащена стабилизатором вооружения 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом.
Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.

Прибор наблюдения командира ТКН-3 обладает инфракрасным каналом для работы в ночное время с увеличением 4.2Х при угле обзора 8 градусов. Для дневного режима 5 Х при угле обзора 10 градусов.


ЗАЩИТА
Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка — сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали.
Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа. Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ13 «Иней». Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.

ПОДВИЖНОСТЬ
На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув. Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему. В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Р-173 симплексная, УКВ ЧМ радиостанция III поколения
Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

УЧАСТИЕ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Впервые Т-72 (в модификации Т-72М) оказался на поле боя во время арабо-израильской войны 1982 г. на стороне сирийской армии, и о результатах его участия в военных действиях сложилось необычайно много противоречащих друг другу версий и оценок. В западной и израильской литературе утверждается, что советские танки проявили себя неудачно, показав свое бессилие в борьбе с новейшими на тот момент израильскими ОБТ "Меркава". Распространено мнение о высокой уязвимости лобовых деталей перед БПС 105-мм пушки L7, установленной на "Меркаве", М60 и других машинах, введенных Израилем в бой и необычайной взрывоопасности танка.
Диаметрально противоположный взгляд присущ российской военной журналистике, наиболее полно он выражен в известной статье М. Никольского и В. Ильина "Ливан-82. Победил ли Израиль в этой войне?". Из нее следует, что Т-72М продемонстрировал серьезное превосходство над "Меркавой Симан 1", приводятся свидетельства (со ссылками на анонимные источники) о поражении лобовых деталей "Меркав" советскими 125-мм БПС на дистанциях до 2000 м, о высокой стойкости брони Т-72, непробиваемой для 105-мм бронебойных снарядов и ПТУР TOW.
Но в последнее время появилась еще одна концепция, представленная израильским автором У. Лейзином в материале под заголовком "Два мифа одного боя". На основе обширного документального материала Лейзин довольно успешно попытался доказать свою идею: "Урал" и "Колесница" никогда не встречались ни в одном бою. Несмотря на общую тенденциозность статьи и не вполне убедительные доказательства якобы единственного боестолкновения с участием Т-72 (уничтожение колонны танков из засады ПТУРами), следует воздать должное автору за проведенную работу и, возможно, на данный момент принять его версию - как примиряющую взаимоисключающие рассказы о сражениях Т-72 и "Меркав", выполненные подчас на дилетантском уровне. Справедливости ради, следует отметить, что после публикации вышеназванного текста появились неофициальные свидетельства из уст достаточно авторитетных отечественных специалистов о том, что дуэли между советским и израильским ОБТ все же имели место быть, притом бой велся практически на равных. К сожалению, мы не располагаем никакими наглядными подтверждениями этих сообщений.
Что же могло на самом деле произойти в долине Бекаа, к каким выводам можно прийти по результатам сравнения Т-72М и "Меркавы-1"? Безусловно, к плюсам израильского танка следует отнести полноценную СУО "Матадор-1" (впрочем, по обзору командира особых отличий не наблюдается) и бесподсветочные ПНВ, относительно высокую взрывобезопасность и ремонтопригодность. Достоинствами советской машины должно считать малые габариты и удачный баллистический профиль, техническую надежность и большую подвижность. Но в сравнении вооружения и защиты все обстоит сложнее. Т-72А/М проектировался с рассчетом на 105-мм БПС потенциального противника, и броня его должна была гарантировать непоражаемость ими на основных дистанциях боя. Действительно, танк был хорошо защищен от распространенного в то время американского ОБПС М735 со средним пробитием в 300-350 мм/2 км, но советские конструкторы не ожидали, что в конце 70-х в Израиле смогут добиться резкого повышения могущества 105-мм кинетики. В 1977 г. на вооружение ЦАХАЛ поступил 105-мм вольфрамовый ОБПС М111 "Хец 6", со средним бронепробитием в 350-400 мм/2 км, что примерно соответствовало защите Т-72М. На испытаниях в Кубинке обстрелом этими снарядами, изъятыми из трофейного танка М48А5, не удалось добиться пробития лба башни Т-72А/М с 1,5-2 км, но верхняя лобовая деталь корпуса не выдержала попаданий (впрочем, есть информация, что осколочное заброневое воздействие было недостаточным, и снаряд пробил ВЛД на пределе возможностей). В ослабленные зоны (центр башни и ВЛД, вся НЛД) танк мог быть поражен и с большего расстояния. В итоге, очевидно, что как минимум на 1-1,5-км удалении "Меркава" представляла серьезную опасность для Т-72М.
Анализ уязвимости "Колесницы" сильно затруднен из-за отсутствия достоверных данных о ее броне и типах БПС, имевшихся у сирийцев. Известно лишь, что броня "Меркавы" являлась не комбинированной, а лишь разнесенной. Приблизительная оценка ее защиты от БС, выполненная зарубежными экспертами - 360-370 мм без учета коэффициентов приведения. Как полагают многие эксперты, уверенное поражение фронтальной проекции этого ОБТ на 1,5-2 км могло быть достигнуто с помощью советских БПС 3БМ12/15 с вольфрамовой вставкой (средняя бронепробиваемость - 400 мм и более), но наличие их в сирийских Т-72 точно не подтверждено. А стальные 3БМ9, вполне возможно, если и могли добиться пробития, то лишь на ближайших расстояниях и при стрельбе в уязвимые зоны (подбашенный заман, борт башни на курсовых углах более +-15 грд).
Учитывая общий ход Войны 1982 г. и высокий уровень подготовки танкистов в АОИ, вероятно, что "Меркавы" находились в более выгодном положении, что не замедлило бы сказаться в бою. Тем не менее, не стоит, подобно некоторым публицистам и любителям БТТ, строить далеко идущие выводы о превосходстве израильского танка над Т-72 и вообще над советскими ОБТ на этом основании: так, еще в 1976 г. начал выпускаться БПС 3БМ22 "Надежда" (которого не могло быть у сирийцев, но цель, аналогичную "Меркаве", он мог пробить и с 2,5 км), а через два года в СССР пошли в серию Т-80Б, по совокупности ТТХ гораздо превосходившие "Колесницу", а башенная их броня, за вычетом ослабленных зон, не пробивалась бы "Хецем" даже в упор.
Следующий эпизод боевого применения танка относится к середине 1980-х гг. - Ирано-Иракской войне. К началу конфликта Ирак не располагал Т-72 - они закупались позднее, сначала через страны ОВД, а затем напрямую из СССР. Танк показал себя с наилучшей стороны, хотя единственным достойным соперником для него мог быть только британский ОБТ "Чифтен" (у Ирана он наличествовал в версиях Мк3 и Мк5) - самый мощный танк предшествовавшего поколения. Столкновения Т-72 и "Чифтенов" приводили к тяжелейшим потерям с обеих сторон. М60А1, М48 и другие устаревшие танки не представляли для Т-72М особой угрозы - его лобовая броня держала неоперенные 105-мм БПС М392 и М728.
Во время операции "Буря в пустыне" Т-72 имелись и у Ирака, и у войск государств антииракской коалиции - Сирии и Кувейта (югославская лицензионная копия М-84 с рядом изменений и улучшений). На настоящий момент доступна некоторая информация лишь о боях иракских Т-72М/М1 и американских М1А1, причем данные эти весьма противоречивы и тенденциозны. Очевидно, что по ряду важных показателей Т-72 был сопоставимым с М1 и IPМ1, но с М1А1 и особенно с М1А1НА он не выдерживал сравнения. Поздние модификации Абрамса защищались с фронта почти в 1,5 раза лучше, имели намного более мощные БПС и развитую СУО. Распространенные сообщения о практической неуязвимости Т-72М во время той войны, о потере в результате огневого воздействия только 14 танков, об уничтожении ими порядка 70 Абрамсов являются полнейшим вымыслом. Вместе с тем, неизвестно, какой характер приняли бы боестолкновения, будь у иракской армии новейшая на начало 90-х модель Т-72 - Т-72БМ.
Перед началом боевых действий часть Т-72 прошла модернизацию. Защищенность повысили за счет установки дополнительного бронирования на корпусе - листа толщиной 30 мм с воздушной прослойкой между ним и лобовой плитой. Целесообразность этого решения была доказана испытаниями на обстрел 120-мм БПС английского нарезного танкового орудия L11 (основное вооружение "Чифтенов" и "Челленджеров" британской группировки). Некоторое число танков оборудовалось китайскими системами постановки радиооптических помех (аналогичными российской "Шторе"), показавшими себя эффективными при обстреле ПТУРами второго поколения типа TOW.
Во 2-й иракской кампании 2003 г. Т-72, как и остальные типы иракской бронетехники, ничем себя не проявили. В официальных американских документах не имеется сведений об их участии в танковых сражениях и вообще в боевых действиях. В любом случае, представляется не требующим доказательств тот факт, что против М1А1НА, М1А2 и М1А2SEP у иракских Т-72М не было никаких шансов на победу.
В 90-х гг. Т-72 нашли свое применение и в ряде других локальных войн - в Нагорном Карабахе, Таджикистане и Югославии.
В составе Российских Вооруженных сил Т-72 приняли участие в двух чеченских конфликтах, причем в первой военной кампании они числились на вооружении обоих сторон. Использовались модификации Т-72А (у сепаратистов), Т-72АВ, Т-72Б, Т-72БВ и Т-72БМ, не считая командирских моделей.
Первый инцидент с их участием - ввод войск в Грозный в 1994 г., приведший к потере большинства машин и давший основание ряду экспертов заявить о непригодности Т-72 для городских боев и даже о кризисе российского танкостроения в целом. При этом совершенно не принимался во внимание ряд обстоятельств, имевших много большее значение, чем тактико-технические характеристики. Танки не предназначались для ведения боевых действий, а их ввод в город имел значение политического акта. Поэтому на техническое состояние машин не было обращено должного внимания. Многие из них были спешно сняты с консервации, имели массу неполадок (вышедшие из строя казенники орудий, изношенные двигатели), на них не устанавливалась динамическая защита. Экипажи комплектовались без учета боевого опыта. Сама операция по захвату Грозного проводилась в обход всех мыслимых правил городского боя: ей не предшествовала разведка, танки следовали без сопровождения пехоты. Боевики смогли организовать классическую оборону против танковых колонн - сначала обездвиживались ведущая и замыкающая строй машины, после чего велся массированный обстрел из ручных противотанковых гранатометов. По имеющимся данным, в Грозном с декабря 94-го по февраль 95-го безвозвратные потери составляли от 60 до 70 танков.
Однако в ходе боевых действий на открытой местности Т-72 - основные танки российской группировки - действовали с немалым успехом, фактически способствовав прекращению полевой войны и переходу ее в партизанскую. Весной 1995-го танки активно использовались в наступательных операциях: охватывая населенные пункты, перерезая дороги и обеспечивая прикрытие для артиллерии. После оснащения Т-72 ДЗ потери от огня противотанковых средств значительно снизились. В частности, известны случаи, когда Т-72БВ в ходе боестолконовений получали от 7 до 20 попаданий РПГ-7 и РПГ-18 - основного противотанкового вооружения чеченских сепаратистов - и без повреждений выходили из боя. Однако поражение МТО всегда приводило к разрушению двигателя и остановке танка. Выяснилось, что Т-72, как и другие российские ОБТ, поражались в борт и крышу ПТРК "Фагот" - должную защиту от кумулятивных БЧ этих ракет обеспечивала лишь лобовая броня башни и корпуса с установленной НДЗ. Впрочем, боевики располагали очень малым количеством "Фаготов". По непроверенным данным, против российских ОБТ применялись также полученные неизвестным путем ПТУР "Конкурс" и "Корнет".
Чеченцы к началу войны располагали приблизительно 70-80 танками (Т-55, Т-62, Т-72) и, по всей видимости, основная их часть была уничтожена российской штурмовой авиацией. Есть данные и о ряде боев непосредственно между танками - именно с участием Т-72.
Во вторую чеченскую кампанию многие тактические ошибки были учтены. Танки входили в города вслед за разведгруппами и при поддержке пехоты, обнаруживавшей огневые точки, зачищавшей первые этажи и подвалы и т. п. Таким образом, боевые потери значительно сократились. После завершения активной фазы боевых действий Т-72 осуществляли прикрытие автоколонн, направлялись на блокпосты и т. д.

НА ВООРУЖЕНИИ:
Более всего танков типа Т-72 имеет российская армия - около 7000 машин различных модификаций.
На вооружении Украины состоит 1300 – Т-72, 1200 – в Белоруссии.
По оценке зарубежных специалистов на 1 января 2002 года на вооружении армий 28 стран, расположенных в Восточной Европе и Азии (кроме России), на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке находится свыше 12000 танков Т-72, требующих в ближайшие 5-10 лет модернизации для продления сроков эксплуатации. Такое большое количество однотипных машин, которым необходимо улучшение ТТХ, привлекло в последние годы внимание около 40 зарубежных фирм, предложивших свои услуги на рынке модернизации. Зарубежный прогноз состояния рынков вооружений бронетанковой техники показывает, что наибольший интерес производителей могут представлять рынки модернизации следующих стран: Сирии (1700 шт. танков Т-72), Индии (1300 шт.), Туркменистана (570 шт.), Ливии (550 шт.), Болгарии (420 шт.), Алжира (260 шт.), Ирана (240 шт.), Финляндии (200 шт.) и др.

Наибольшую активность в проведении НИОКР по модернизации танков Т-72 проявляют такие страны как Словакия (фирмы: ZTS TEES Martin/ Defence; TS-TRADE; Kerametal), Польша (фирма: Zakladi mechaniczne bumar labedy), Чехия (фирмы: OMNIPOL; PSP Bonemia; VOP 025), Франция (фирмы: Jiat Industries; SAGEM; SESM; Wartisila), Украина ( КБ по машиностроению им. Морозова А.А.; завод им. Малышева), Израиль (фирма NIMDA ), Словения (фирма FOTONA ). К 2002 г. зарубежными фирмами разработано 16 вариантов комплексной и 13 вариантов частичной (неполной) модернизаци танков Т-72. К полностью завершенным техническим проектам комплексной модернизации танков Т-72, Т-72М, Т-72М1, Т-72С относятся следующие (названия образцов приведены в изложении фирм –разработчиков): Т-72С1 (Индия); Т-72M1Z, РТ-91 экспортный (Польша);Т-72М1 "Модерна", Т-72М1-А, Т-72М2 (Словения); Т-72-120 (Украина); Т-72-Т21 (Франция, Словакия, Германия); М-95 "Дегман" (Хорватия); Т-72МР (Чехия, Франция, Украина); Т-72М3CZ и Т-72М4CZ (Чехия).

Танк Т-72, созданный более трех десятилетий назад до сих пор остается основой танкового парка многих стран мира, многие страны разработали свои программы модернизации т-72, которые могут поставить его на один уровень с наиболее современными танками.

Модификации основного танка Т-72

Марка

Индекс

Принципиальные отличия


об.172

Опытный вариант, ходовая часть как у Т-64

Т-72
"Урал"

об.172М

Базовый вариант

Т-72К

об.172МК

Командирский вариант Т-72. Доп. навигационная и радиоаппаратура (Р-130М, ТНА-3)

Т-72А

об.176

Улучшенная СУО (квантовый дальномер)

Т-72АВ

об.176В

Т-72А с динамической защитой

Т-72АК

об.176К

Командирский вариант Т-72А. Доп. навигационная и радиоаппаратура

Т-72М


Экспортный вариант Т-72А

Т-72М1


Модернизация Т-72М. Доп. 16мм броневой лист на лобовой броне

Т-72Б

об.184

Двигатель В-84 840л.с., КУРВ, динамическая защита

Т-72БК

об.184К

Командирский вариант Т-72Б. Доп. навигационная и радиоаппаратура

Т-72Б1

об.184-1

Т-72Б без установленного КУРВ. Места установки КУРВ предусмотрены

Т-72Б1К

об.184К-1

Командирский вариант Т-72Б1

Т-72С


Экспортный вариант Т-72Б



Добавил материал: Алексей Анкудимов

Возврат к списку