Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Полковник Соколов

23.07.2008

Полковник Соколов

ПОЛКОВНИК СОКОЛОВ
или кое-что о законах физики

Интересно устроен человек. Когда я был курсантом гвардейского танкового училища, я во всем старался не отставать от передовой курсантской моды. В разумных пределах, конечно.
Ну, в смысле – «хорош в строю – силен в бою». Шапку я носил «домиком», погоны -  «горбиком», форму ушивал, сапоги гладил. Считал долгом чести быть всегда свежеподшитым и наглаженным.  В общем, не хуже других. И со скрытым презрением смотрел я на училищных офицеров, которые этой армейской моды не придерживались, дав себе устную клятву никогда не отступать от своих убеждений на этот счет.
После выпуска, немного пообтершись в войсках,  я понял, что в глаженых сапогах лазить по танкам не удобно, в ушитой форме  не возможно выполнять учебные и боевые задачи, а гнуть погоны на полевой форме, а именно такая форма является основной для офицеров тактического звена,  просто глупо. Кстати говоря, единственным предметом, выдержавшим фасон, осталась шапка. Именно сложенная «домиком», она помещалась в танке на радиостанцию.
Но пока, будучи курсантом, я имел несколько отстраненное понятие о реально предстоящих тяготах и лишениях военной службы и, в основном, оценивал окружающих офицеров по внешнему виду.
Лидирующее место среди них, конечно, занимал начальник учебного отдела училища полковник Соколов. Будучи заместителем начальника училища, он часто командовал общими построениями личного состава, не прибегая к помощи микрофона, и смотрелся на них молодцом.
Ростом он был высок, в плечах широк. Проходя торжественным маршем во главе училища, Соколов полностью соответствовал своей фамилии – смотрелся соколом. Держа спину прямой, развернув плечи, он делал полный шаг, поступательно двигаясь вперед. Глядя на него, хотелось кричать «ура» и «взвиться орлами», как соколы из известной бравурной песни не помню какого российского автора.
Вот только в вопросах организации и контроля учебного процесса полковнику Соколову не везло. Не везло регулярно, периодически и с завидным постоянством.
Именно об одном из таких случаев фатального невезения и пойдет рассказ.
Произошло это во время выезда нашего курсантского батальона на штатную стрельбу в бескрайние степи под далеким Оренбургом.
  Чтобы чем-то занять личный состав, пока другие стреляют, с нами проводилось занятие по теме: «Проверка выверки прицельных приспособлений стрельбой на действительную дальность».
Происходило это приблизительно так. На ровной песчаной площадке стоял танк. В поле на удалении действительной дальности от него была установлена мишень № 12 – танк. По этой мишени надо было выстрелить из танковой пушки штатным снарядом и после посмотреть, что получится. Если снаряд попадет в мишень без каких-либо отклонений – выверка проведена правильно. Ну а если нет… В общем, дальше - по тех. описанию.
Два курсанта заняли места в башне, остальные девяносто человек глазели на это мероприятие с земли в двухшереножном стою.
Старший преподаватель кафедры огневой подготовки, расхаживая вдоль стоя, монотонно объяснял всем известную теорию выполнения данной операции.
В это время со стороны танковой дирректриссы  подкатил УАЗик и из него выбрался полковник Соколов. Выслушав доклад преподавателя, в котором также уместилось и краткое содержание того мероприятия, по поводу которого, в принципе, все здесь и собрались, Соколов пристально посмотрел в поле, где смутно угадывались очертания цели. Личный состав в ожидании дальнейших событий предусмотрительно затих.
Видимо, решив лично наблюдать не только за результатами стрельбы, но и за траекторией полета снаряда, Соколов, обращаясь к преподавателю, командным голосом сказал:
- Значит так! К танку приставить лестницу. На трансмиссию поставить стереотрубу на треноге и раскладной стул. Выполняйте!
Удивленный преподаватель, не смея возразить, быстро организовал требуемое. Курсанты в строю, недоумевая, переглянулись. Экипаж, не ожидая ничего хорошего, вытянув шеи, наблюдал за непонятными приготовлениями.
Тем временем Соколов взобрался на танк, уселся на складной стульчик, навел стереотрубу на цель, и, обернувшись к руководителю занятия, сказал:
- Давай!  
Курсанты в башне, переглянувшись, от греха подальше закрыли и застопорили люки. Взревел двигатель, через положенное время включился стабилизатор вооружения, был выполнен цикл заряжания орудия. Преподаватель по радио подал неслышную из-за рева двигателя команду и продублировал ее невидимым из танка сигналом – взмахом красного флажка.
Подняв тучу дыма и пыли, грянул выстрел.
То, что произошло в дальнейшем, полностью соответствовало законам физики, которые, как вы догадываетесь, никто не отменял.
Описывать эти события лучше всего в режиме этакого стоп-кадра.
Как не старались противооткатные устройства, часть энергии откатывающихся частей пушки передалась корпусу машины. Поэтому корма танка вместе со стереотрубой, раскладной табуреткой и сидящим на ней полковником взметнулась вверх.
Надежно работающие амортизаторы ходовой части быстро вернули танк обратно, из-за чего Соколов со всем имуществом на сотую долю секунды завис в воздухе, испытав, возможно, состояние невесомости, что удается далеко не каждому.
Но и это было еще не все!
Не успел бедолага коснуться брони, как с тыльной стороны башни аккуратно открылся люк выброса поддона и из него с приличным ускорением вылетел увесистый стальной поддон стреляного заряда. Он попал точно в крестовину стереотрубы, сообщив ей свое ускорение. И полковник Соколов со всем военным имуществом свалился с трансмиссии на землю.
Рота курсантов в полном безмолвии с ужасом смотрела на лежащего на песке  начальника учебного отдела, легко придавленного стереотрубой.
После нескольких секунд замешательства все бросились к поверженному начальнику. Поднялась немыслимая суета. Кто-то отбросил прочь ненавистную трубу, кто-то, натужно кряхтя, поднимал полковника под мышки, другие отряхивали на нем шинель и искали папаху. Экипаж, произведший роковой выстрел, машину предусмотрительно не покидал.
Общими усилиями еще не вполне пришедшего в себя Соколова усадили в УАЗик, и испуганный водитель увез его в полевой лагерь.
Что тут скажешь!? Физика - полезная штука. Ее законы надо знать и помнить всем, не зависимо от чинов и званий.
И еще – учите матчасть. Пригодится.
А вот «карательных» мер по итогам этого поучительного происшествия не последовало. От чего авторитет заместителя начальника училища в наших глазах только вырос.

Возврат к списку